Предприятие как социально экономическая система является

Предприятие как социально экономическая система является


Глава 1. Предприятие как социально-экономическая управляемая система

Предприятие (производственная и хозяйственная единица) является подсистемой отраслевого рынка. Это сложная, открытая, техническая и социально-экономическая система производственных, в том числе социально-экономических и управленческих, отношений субъектов, участвующих в деятельности предприятия во внешней и внутренней среде.

Внешняя среда – это окружающая предприятие рыночная среда, с субъектами которой предприятие вступает в прямые или косвенные социально-экономические отношения (взаимодействия). Внешняя среда прямо или косвенно воздействует на внутреннюю среду предприятия. Косвенные отношения характерны для субъектов общей внешней среды – это, например, СМИ, общественные организации. К факторам и условиям косвенного воздействия внешней среды относятся: экономические, научно-технические, социальные, демографические, политические, экологические и природно-климатические.

Прямые отношения характерны для внешней (рыночной) рабочей среды. Внешняя (рыночная) рабочая среда – это система субъектов – юридических и физических лиц, которые являются сторонами экономической деятельности и рыночных отношений.

К субъектам рыночной рабочей среды (субъектам прямого взаимодействия) относятся:

Клиенты – покупатели продукции и услуг предприятия.

Поставщики – это хозяйственные субъекты, обеспечивающие предприятие материально-техническими, энергетическими и другими ресурсами, необходимыми для производства товаров или услуг.

Партнеры – субъекты, находящиеся с предприятием в различных формах интеграции и кооперации и реализующие вместе с ним общую экономическую цель на договорных условиях.

Инвесторы субъекты (юридические и физические лица), совершающие вложение капитала в предприятие на правах собственности в условиях риска.

Кредиторы – субъекты (юридические и физические лица) кредитных отношений, предоставляющие заемные ресурсы на условиях возвратности, срочности и платности, перед которыми предприятие имеет имущественные обязательства.

Посредники субъекты(юридические и физические лица),помогающие предприятию в продвижении, сбыте и распространении его товаров среди клиентов на договорных условиях.

Конкуренты – хозяйствующие субъекты – соперники предприятия в борьбе за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли на конкурентном рынке.

Профсоюзы и государство в виде органов законодательной, исполнительной и судебной (арбитражной) власти.

Конечная цель предприятия в рыночной среде – удовлетворение потребностей клиентов.

Системой управления предприятия в рабочей рыночной среде является маркетинг .

Граница между внешней (рыночной) рабочей средой и внутренней средой предприятия обусловлена наличием рыночного (ценового) механизма и рыночных отношений предприятия с субъектами рынка.

Внутренняя среда предприятия – это система его потенциала в виде совокупности экономических ресурсов (средств производства - орудий и предметов труда, а также персонала) и возможностей предприятия.

Потенциал предприятия реализуется в различных бизнес-процессах.

Совокупность бизнес-процессов (различной деятельности) предприятия включает в себя:

- производственную деятельность и производственные процессы, которые состоят из организационно-технологических и организационно-экономических процессов;

- управленческую и административную деятельность;

Элементы потенциала и процессы включаются в систему, если между ними есть связи (отношения).

Система управления во внутренней среде предприятия называется менеджментом.

Первичным элементом (субъектом) социально-экономической системы является индивид с его потенциалом и интересами во всей совокупности его социальных и экономических связей (отношений). Особенность индивида как первоэлемента состоит в том, что он, участвуя в функционировании предприятия на различных уровнях управления, предопределяет функцию, цель, размер, время существования и структуру системы.

Основная функция социально-экономической системы (назначение ее функционирования) на всех уровнях национальной экономики состоит в обеспечении условий, которые благоприятствуют реализации социально-экономических интересов ее субъектов.

Определение структуры (состава и связей) системы, ее подсистем и компонентов с позиции индивида следует понимать в том смысле, что человек, выстраивая свое поведение через целеполагание, кооперируется с другими субъектами по общности интересов, тем самым он структурирует экономические отношения, в которые вступает. Структурирование отношений индивид осуществляет так, чтобы ослабить, согласовать или, наоборот, усилить противоречия интересов субъектов, а также устранить конфликт между целью и функцией системы.



предприятие как социально экономическая система является:Глава 1.

Предприятие как социально-экономическая управляемая система Предприятие (производственная и хозяйственная единица) является подсистемой отраслевого рынка. Это сложная, открытая,

предприятие как социально экономическая система является

Предприятие как социально экономическая система является 20 9 10
Предприятие как социально экономическая система является 13 10 10